САМОАНАЛИЗ

В будничной ситуации человек отождествляет себя с той ролевой позицией, которую удобнее занять в каждом конкретном случае. Занимая определенную ролевую позицию (относительно автономную систему смысловых взаимоотношений), человек подчиняет свое поведение законам данного «наблюдательного пункта». Например, разговаривая с родителями, человек находится в личностно-ролевой позиции Сына или Дочери, следуя стереотипам поведения, свойственным данной смысловой конструкции. Находясь одновременно в нескольких качествах, человек вынужден занять отстраненную позицию, которая позволит ему исполнять несколько ролей одновременно (задача, особенно сложная для детей и подростков). Известно, что наиболее устойчивый самоконтроль достигается через формирование особой личностно-ролевой позиции, подчиненной надындивидуальному полюсу жизненных смыслов. Человек демонстрирует лучшие свои качества, находясь в данной ролевой позиции.

Сознание индивида психологи иногда сравнивают с лучом прожектора, который блуждает в бесконечном внутреннем пространстве и всегда освещает лишь часть отраженной реальности, когда из нее вызываются те или иные представления для их дальнейшего осмысления. В то же время в «неосвещенной» бессознательной области остается основная часть накопленного опыта. Иными словами, психологическая реальность индивида содержит собирательный образ или индивидуальную интерпретацию объективной действительности (в ее историческом измерении), но эта внутренняя модель Мира никогда не видна целиком, хотя активно существует в сознании каждого.

Увеличение скорости мыслительных процессов подобно изменению освещенности внутреннего пространства, когда проявляются прежде незаметные закономерности и взаимосвязи между отраженными образами. Поэтому в состояниях опьянения растительными галлюциногенами часто происходят инсайты — озарения, интимные догадки. После пика переживаний освобожденное внимание приобретает феноменальную способность по нескольким незначительным деталям составить целостное представление о том или ином объекте исследования. Таково познавательное свойство личностной трансценденции, которым пользуется шаман, когда принимает священное снадобье и, спустя некоторое время, возвращается в обыденное состояние сознания с предсказанием.

Известно, что значительная категория людей не озадачены собственным развитием. Творческий поиск их житейских маршрутов был остановлен еще в детстве, когда психологические травмы, связанные с трудностями социальной адаптации, нарушили честный внутренний диалог из-за страха перед душевной болью. Поверхностный самоанализ мешает им остановить внимание даже там, где видна очевидная польза перемен (например, сохранение здоровья). Для таких людей психоделический опыт может стать важным помощником в преодолении личностной слабости.

Поскольку галлюциногенные растения активизируют ментальные функции, их употребление тревожит «осиные гнезда» подсознания — подавленные влечения, комплексы, нерешенные проблемы и связанные с ними страхи. Однако, несмотря на всю сложность самопреодоления (конфронтация с собой неизбежна на пути внутренних перемен), психологические кризисы, возникающие в процессе использования этих средств, следует считать закономерными этапами интеграции вытесненного опыта в структуру личности.

Изменения, происходящие после знакомства с сакральным аспектом психоделических переживаний, по мнению некоторых специалистов, ведут к формированию наиболее устойчивого типа мышления, ориентирующего людей на решение задач личностного роста и гуманистические ценности в целом. Рассматривая проблемы насилия и других проявлений человеческой деструктивности, многие психологи отмечают, что трансцендентный опыт («пиковые» переживания, «обнажающая» терапия и т.д.) снимает болезненное напряжение внутриличностной драмы и способствует перерождению агрессии в «здоровое» самоутверждение, в силу воли, в избирательную враждебность, необходимую для защиты.

По известной философской метафоре (А. Гугенбюль-Крейг), тень человека возникает лишь в Свете от самого факта человеческого присутствия. Она становится тем светлее, чем яснее себя осознает человек. Зло там, где отсутствуют самосознание и потребность внутреннего роста. Добро, соответственно, в желании становится лучше, в частности, в желании совершенствовать поведение таким образом, чтобы добиваться своих целей, не причиняя вреда себе и другим людям.